Славянский дом: выбор места, сакральный аспект

Начиная разговор о домах древних славян, нужно сразу остановиться на одном очень важном моменте, который имеет принципиальное значение. Дома славян всегда возводились в строго определенных местах. Во-первых, наши предки никогда не строили дома в низинах (по ряду очевидных причин). Во-вторых, строительство домов славянами предполагало четкое следование определенным ритуалам (в частности – сугубо социального плана). К примеру, дети всегда строили свои дома в непосредственной близости от домов родителей. По одной из версий слово «улица» семантически происходит от оборота «у лица», в смысле – перед «лицом» родственников, у них на виду.

Разумеется, дома славян никогда не возводились на месте разрушенного (к примеру – сгоревшего) дома, потому что такое место несет на себе негативный отпечаток. Дома не строились на кладбищах, на так называемых «местах силы» или в иных локациях с измененной метрикой пространства. Дом должен стоять в «чистом месте», открытом, удобном и свободном. В непосредственной близости должен располагаться лес и источник воды. Конечно, когда города разрастались, следовать этим требованиям было сложнее, но из подобной ситуации есть простой выход – основание нового поселения. Учитывая обширность доступной славянам территории, это никогда не было проблемой.

На основе данных, полученных в ходе археологических раскопок, нетрудно сделать вывод о том, что дома восточных славян почти всегда располагались у реки на правом берегу. Поэтому большинство древних славянских городов имеют явно вытянутую форму (собственно – вдоль источника воды). Что касается символизма правого берега, то здесь все достаточно просто: на левом берегу располагались капища, куммирни и кладбища. Правый берег считался берегом живых, берегом мира Яви. Левый берег соответственно выступал берегом предков, образно выражаясь – берегом мертвых, берегом Нави и Прави. Вероятно, на левом берегу могли жить лишь жрецы. Но с течением времени это правило начало нарушаться, опять же – в связи с разрастанием городов.

Как славяне стоили дома – конструкция и обережная резьба

На вопрос «как славяне стоили дома» у нас нет однозначного ответа, так как найденные в процессе археологических раскопок остатки строений в большинстве своем фрагментарны. Исключение составляют постройки сакрального плана. Однако на основании имеющейся фактологической информации и малочисленных хроникальных (в частности – летописных) свидетельств, можно сделать определенные выводы.

Славянские дома редко были высокими, не выше двух-трех этажей. И вовсе не потому, что наши предки были не в состоянии создать прочный фундамент и рассчитать действительно масштабную конструкцию (храмы Аркаима и Арконы говорят о том, что они умели возводить строения, не уступавшие в габаритах лучшим средневековым храмам Европы). Дело в том, что просто не было необходимости строить действительно большой дом. Ведь в период с 16 по 21 год каждый мужчина в роду возводил собственное жиль, а каждая девушка уходила в другой род, к мужу.

Конструктивно дома славян имели простые геометрические формы, в основном – квадраты, прямоугольники и ромбы (округлые формы оставались прерогативой строений сакрального плана). Почти всегда славянские дома стоились из дерева (бревна или брус), реже использовались варианты, когда первый этаж был каменным, а второй – деревянным. Это очевидно, исходя из того, что дерево представляет собой наиболее «проницаемый», как бы мы сейчас сказали – «дышащий» материал, не способствующий блокировке естественной атмосферной биохимии. Кроме того, дерево свободно проводит любую энергию, не искажая ее.

Защита дома славян представляла собой обильную обережную резьбу. Обереги славянских домов – руна Одал и ее вариация – Волчий Крюк, различные узоры свастичного (солнечного) плана. Другой защиты домам славян просто не требовалось. Кроме того, не стоит забывать, что у наших предков существовал целый пантеон духов дома. У славян наиболее известным духом «домашнего» плана был Домовой (которого даже можно назвать богом славянского дома). Домовой фактически представлял собой ментальную аккумуляцию духовных, мысленных и иных эманаций людей, живущих в этом доме. Попросту говоря, главный дух славянского дома – это мысли, надежды и чаяния его жильцов. С течением времени этот очевидный образ обрел явно сказочную, фольклорную форму, став тем самым Домовым, эдаким мудрым и добрым старичком, который порой мог пожурить нерадивую хозяйку за немытую посуду, погоняв посреди ночи кошку или погремев плошками.

Другие духи дома у славян – Овинник (покровитель овина, в котором жил скот), Дворовой (соответственно отвечал за хозяйство во дворе) и Банник (его функции, вероятно, не требуют пояснений). В образах этих существ наши предки воплотили простые хозяйственные принципы. Ведь тот же Овинник отвечал за порядок в овине (сарае), и если скотина заболевала, то говорили, что Овинник за что-то злится на хозяина. За что? Вероятно, за недостаточную чистоту или за отсутствие должного внимания к животным. Эти эффектные мифологические образы позволяли сызмальства привить детям «прописные истины», четко, в своеобразной игровой форме привить им базовые принципы ведения хозяйства.

Славянская хата всегда имела двускатную крышу, никаких плоских вариантов. Предполагалось, что такая форма позволяет энергии свободно «курсировать» по вертикальному вектору, тогда как плоская «крышка» попросту блокировала возможность установления связи с высшими мирами Правь и Навь). Также славянская хата всегда имела много окон и большую печь, расположенную таким образом, чтобы нагревать воздух во всех помещениях максимально равномерно.

Конечно, в рамках одной небольшой статьи трудно рассказать обо всех особенностях славянских домов. Но очевидно, что для защиты дома славяне использовали обережную резьбу, а конструкция жилища была инстинктивно простой, надежной и долговечной. Использовались только натуральные материалы и простые формы. Дома всегда возводились «всем родом», это позволяло проводить надлежащий комплекс работы быстро и качественно. Иными словами, тут мы видим свод принципов, которые кардинально отличаются от индивидуалистических тенденций, свойственных, в частности, европейской бытовой архитектуре. С другой стороны, в этом нет ничего удивительного, ведь у славянской культуры всегда был свой собственный путь, в корне отличный от догматов и моральных устоев других народов. Поэтому даже известная поговорка «мой дом – моя крепость» у славян раскрывается по-своему.

Купить обереги можно тут:

Цена:16900 руб.

Метал: золото

Вес: до 6,5 гр.

Цена:1800 руб.

Метал: серебро

Вес: до 6 гр.

Цена:6500 руб.

Метал: серебро с золотом

Вес: до 10 гр.

Цена:3000 руб.

Метал: серебро

Размер: 30 мм.


Смотрите так же:

© 2013 «Радогост»