Див – один из наиболее неоднозначных образов славянской мифопоэтической системы. Очевидно, что Див (другие, более поздние и менее распространенные имена – Дый и Дий) имел прямое отношение к божественному пантеону. По «Слову святого Григория» Див – бог неба, а точнее – небесного света. Л.А. Баркова в своих исследованиях говорит о том, что изначально имя «Див» само по себе обозначало «небесный бог», обладая, видимо, достаточно широким значением, выходящим за рамки единичной персонификации. С течением времени имя «Див» приобрело значение «чудесный» (отсюда – дивный). При этом очевидна связь с санскритом, где слово «дэва» означает «сияющий» и происходит от формы «див» (div).
Любопытно, что в «Слове о полку Игореве», а также в «Задонщине» образ Дива не несет в себе позитивной образности. В упомянутых текстах Див – это если не враждебный, то как минимум явно не позитивный образ. Фактически в «Слове» Див – образ катастрофы («уже вержеся Див на землю»), поэтому на данный момент среди исследователей нет единого мнения относительно толкования этого образа. Возможно, функции Дива как бога менялись с течением времени. В таком случае должны были существовать легенды, описывающие эти изменения, но если таковые и имели место, то они не сохранились, ни в устной традиции, ни в качестве документальных памятников.
В «Беседе Григория Богослова об испытании града» упоминается, что Див – есть небо, а его супруга Дива (или Дивия) – воплощение земли. Это классический дуалистический мифологический образ, который можно встретить во многих культурах древнего мира (самый простой и всем знакомый пример – Уран и Гея из древнегреческой мифологии). В связи с этим многие исследователи говорят о том, что Див почитался как бог небесных вод, изначальных творческих потоков, первичной энергии творения, которая «оплодотворила» твердь материального мира. В эзотерическом смысле образ Дива и Дивы близок к архетипическим образам-символам современной викканской религиозной системы, в которой есть лишь два верховных бога (суть манифестация двух творческих первопричин в физическом мире) – это Рогатый Бог и Триединая Богиня. В тоже время, Див и его «царство звезд» (см. легенду о Перуни и Додоле) вполне реально соотнести с древнескандинавским Удгард-Локи и соответственно Удгардом, чудесным (быть может, дивным?) миром, который живет по своим собственным законам, и где нет власти даже у асов.
Купить обереги можно тут:
Цена:16900 руб. Метал: золото Вес: до 6,5 гр. |
Цена:1800 руб. Метал: серебро Вес: до 6 гр. |
Цена:6500 руб. Метал: серебро с золотом Вес: до 10 гр. |
Цена:3000 руб. Метал: серебро Размер: 30 мм. |
Смотрите так же: