Семья у древних славян: немного о традиции

Порой в популярной литературе (в частности – в беллетристике, хотя сегодня этим все чаще грешит и публицистика) встречаются упоминания о том, что древние славяне практиковали животные и человеческие жертвоприношения. Трудно переоценить невежественность подобной позиции, но пояснить этот момент кажется мне необходимостью.

Для начала вспомним «Круг Земной» Снорри Стурлусона, где весьма ярко и живописно повествуется о судьбе народов, населявших раннесредневековую Скандинавию. Опустим пока тот момент, что в сочинениях Стурлусона «черным по белому» написано, что предки скандинавов пришли с земель, расположенных далеко на востоке. Важен, в частности, эпизод, где князь Аун в Уппсале «приносит в жертву Одину своего сына». Удивительный языковой оборот, который породил невиданное количество домыслов. В действительности речь идет о том, что сын Ауна стал жрецом Одина. Фактически речь идет о жертве, ведь сын князя (конунга) – его прямой наследник, тот, кто получит во владение земли отца. И сделать сына жрецом, то есть автоматически лишить его наследства, это весьма кардинальный шаг, который с политической точки зрения представляет собой чудовищную жертву.

Другой момент в «Круге Земном» рассказывает о том, что наши предки поливали корни священного дерева (дуб, либо ясень) «медвежьей кровью». Охочие до очернения других культур христиане на основе этого фрагмента еще в X веке поспешили заверить «просвещенный мир» в том, что скандинавы, а до них – славяне (что в действительности речь идет об одном народе никому и в голову не приходило ни тогда, ни сейчас) суть злобные варвары, которые ритуально режут животных, и кровью их орошают свои тотемы. В действительности «медвежьей кровью» наши Предки исконно называли малиновый сок, причем этот оборот сохранился до сих пор в некоторых регионах Приуралья. А что бурый медведь – большой любитель малины, я думаю, нет смысла напоминать.

Другой вопрос – зачем поливать корни дерева малиновым соком? В действительности все очень просто: сладкий сок привлекает муравьев, которые в свою очередь уничтожают древесных вредителей, в частности – тлю. Задайтесь на досуге вопросом – какой из народов древности «додумался» до чего-то подобного? Ответ очевиден. Но другая сторона вопроса заключается в том, насколько уважительно наши Предки относились к деревьям, и к живому миру в частности. В европейских хрониках, посвященных нравам и традиционным воззрениям восточных народов (сочинения Гельмольда и Саксона Грамматика в частности), сохранились некоторые сведения о том, что у древних руссов бытовал уникальный обычай. Прежде, чем срубить дерево мужчина подносил ему требу – молоко, мед и хлеб. Впоследствии этот момент культурологи интерпретировали следующим образом: славяне верили, что в деревьях живут души их предков, поэтому прежде чем рубить дерево, они «выманивали» из него душу подношениями. Подобная трактовка справедлива лишь отчасти. Славяно-арии отлично знали, как устроен живой мир, каковы его фундаментальные законы, как они соотносятся с миром людей, и что в этом соотношении значит гармония (как частный случай – универсальный закон сохранения энергии). Они отлично понимали, что души предков в деревьях не живут, но любой объект окружающего мира – это органичная часть природы, это ее закономерный элемент. Камень, дерево, река – каждый из этих объектов живет, он жив, но жив по-своему, он наделен душой, но душой своей, во многом неподвластной нашему пониманию и что важнее – восприятию. Требой (подношением) наши предки своеобразно просили прощения у дерева и компенсировали природе ее потерю (в том числе – с точки зрения энергетики).

Разумеется, когда речь шла о необходимости массовых вырубок (к примеру, постройка нового города, форта, в конце концов – терема), индивидуальные требы становились нецелесообразны. Тогда приносилась одна большая треба, которая собиралась не одним человеком, а целой группой. Например, на постройку капища «скидывался» весь скуф (город). Иногда такая треба сжигалась, но всегда сопровождалась обращением к Велесу и лешему (который в каждом лесу был свой, образно выражаясь, выполнял функции наместника, представителя Велеса на определенной территории).

А теперь закономерно задать вопрос – мог ли народ, который так трепетно относился к окружающему его миру, приносить хотя бы даже животные жертвы? Глупость подобного утверждения очевидна. Славяне уважали природу, умели благодарить ее за дары, ничего не брали просто так. Перед походом за грибами или ягодами, и вообще – перед каждым входом в лес наши Предки приносили лесу и его хранителю (лешему) небольшие требы. Таким образом они не просили благословения, не молили о хорошем сборе (подобный откровенно иждивенческий подход характерен лишь для иудаистических религий), речь шла об элементарном проявлении уважения. Входя в лес, выходя к реке или к полю, человек всегда кланялся – здоровался. Быть может, для кого-то подобное отношение к окружающему миру выглядит архаичным, грубым, «не цивилизованным», варварским (хотя с реальной этимологической точки зрения это слово не уместно в подобных оборотах). Можно к этому относиться по-разному. Но нельзя отрицать, что природа нашим Предкам платила тем же. Не было неурожаев, не было разрушительных паводков или чудовищных лесных пожаров. Зато было понимание и осознание. Славянин никогда не заблудился бы ни в глухом лесу, ни на пересеченной местности, абсолютно незнакомой. Наши Предки умели чувствовать, а некоторые даже видели силовые линии земли (лей-линии, сетка Хармана – сейчас у этого явления десятки названий). Воины могли неделями обходиться без еды, сохраняя идеальную физическую форму и без всякого вреда для здоровья. Травники знали и умели использовать растения так, чтобы лечить любые болезни. Удивительно, но эпидемии чумы и оспы затронули всю Европу и некоторые азиатские государства, но миновали территории, населенные славянскими Родами. И не нужно «блеять» о «неразвитости» древнерусских государств. Не зря в раннесредневековой Европе Русь называли Гардарикой, то есть Старой Городов, очевидно – более развитой частью света.

Любовь к природе, уважение к природе, понимание природы и осознание единства с природой – вот базовые принципы жизни каждого славяно-ария. Благодаря этим принципам наши Предки на протяжении тысячелетий накапливали и преумножали великую мудрость. Они действительно понимали окружающим мир, быть может, именно поэтому такие явления как, например, сигание (как бы сейчас сказали – телепортация), в том числе – за пределы Солнечной системы, было для них делом само собой разумеющимся. Как в сказке: и жили они лучше, и были добрее друг к другу. Пусть и сказка, но именно ее нам не хватает.

P.S. Варвар вовсе не происходит от древнегреческого «барбар», то есть «человек, говорящий непонятно», «чужеземец». В действительности этимология слова значительно более простая и что самое главное – исконно славянская. «Вар!» - это военный клич славянских витязей, который означает «врага в землю». Буквица «в» - значит «враг», словоформа «ар» - значит земля (отсюда – ар-шин). Атакующий стой славяно-ариев разражался громоподобным криком «Вар! Вар! Вар!», что вполне очевидно в значительной степени дестабилизировало эмоциональное состояние противника (говоря проще – вызывало страх). Грубо говоря, так нас в Европе и запомнили: как тех, кто кричит «Вар! Вар!», то есть как варваров. И еще один интересный момент: вспомните, как на английском языке звучит слово «война»? Да, вот что страх с людьми делает…

Купить обереги можно тут:

Цена:16900 руб.

Метал: золото

Вес: до 6,5 гр.

Цена:1800 руб.

Метал: серебро

Вес: до 6 гр.

Цена:6500 руб.

Метал: серебро с золотом

Вес: до 10 гр.

Цена:3000 руб.

Метал: серебро

Размер: 30 мм.


Смотрите так же:

© 2013 «Радогост»