Славянские воины и богатыри - "Радогост"


Славянские воины – какими они были?

Рассуждая о воинской культуре Древней Руси, нужно понимать, что славянские воины и «богатыри былинные» – это вовсе не статические образы, они менялись с течением времени. Во-первых, менялось вооружение и доспехи, буквально – каждое столетье, об этом можно судить на основе обширных археологических исследований (проводимых, в частности, А.Н. Кирпичниковым). Вслед за оружием менялась и тактика боя славянских воинов, и здесь очень много нюансов.

К примеру, немногие представляют себе, что дружина IX-XI веков – это преимущественно пехота, тогда как славянское войско периода XII-XIV столетий практически полностью состояло из конников. Очевидно, что речь идет о принципиально различных воинских формированиях, которые накладывали свой отпечаток и на самого славянского воина. Понятно, что хороший боец умеет сражаться и пешим, и конным, но в действительности речь идет об опыте, в процессе которого приобретается не умение, а навык. В бою же именно навык всегда становится решающим фактором.

При этом очевидно, что в древнерусском обществе все было просто: каждый славянин – воин. Мужчина с младых ногтей постигал воинскую науку, потому что у нашей земли всегда было много врагов. Хотя тут нужно сделать оговорку: наши предки никогда не стремились к войне и разрушению. Они, вероятно, и рады были бы жить в мире, ибо война очерствляет сердца, делает людей жестокими, любая война несет смерть. Но когда выбора нет, когда на твои земли и твое достояние постоянно посягают внешние враги, не остается ничего другого, как милитаризировать свою культуру. Именно поэтому каждый славянин – воин по сути, по духу, по крови. За минувшие тысячелетия это стало частью нашего народа на уровне генетики, на уровне «памяти крови».

Мальчик в славянском обществе становился мужчиной в 14 лет, но воинское обучение он завершал лишь к 21 году. Именно в 21 год он становился полноправным членом общества, независимым и свободным в выборе дальнейшего пути. Зачастую древние славянские воины к этому возрасту были, как бы мы сейчас сказали, профессионалами, то есть у них за спиной была не только «учебка», но и пара-тройка реальных войн или локальных сражений. Поэтому примерно в этом же возрасте славянские мужчины женились. Жизнь воина полна риска и опасностей, и если мужчина не возвращается из похода, его супруге нужно было ради кого-то жить, ей нужны были помощники в хозяйстве. С другой стороны, выбирая в мужья мужчину 21-23 лет, девушка могла быть уверена в том, что он умелый воин, уже прошедший несколько битв. Иными словами его шансы на выживание в будущем существенно выше.

Древние славянские воины особо почитали Перуна – бога воинской доблести, мудрости, силы и победы. То есть справедливо сказать, что бог воинов у славян – это именно Перун. Для сравнения, у тех же скандинавов богом воинов можно с полным правом назвать и Одина, и Тора, и Видара, и Тюра, и даже в определенной степени Ньерда. У славян бог воинов один, это Перун. Хотя в данном контексте можно упомянуть и Семаргла, небесного воина, главного защитника престола богов. Однако Семаргл не был покровителем воинов у славян, он почитался как великий бог-воин, сражающийся непосредственно с внешними врагами и имеющий мало отношения к происходящему на земле.

Другой важный вопрос – обереги славянских воинов. Тут нужно вспомнить о том, что у славян львиную долю сакральных знаков составляли солярные символы. Непосредственно в контексте воинской тематики нам известны два ключевых символа, которые могли выступать в роли оберегов у славянских воинов, это Громовик и Грозовик. Громовик – сугубо мужской, как считается – воинский символ, изначально являвшийся персональным знаком бога Индры (который в южных регионах стоял наравне с Семарглом, будучи легендарным небесным воином). Грозовик – символ в большей степени защитный, не только мужской, но прочно ассоциирующийся с воинским искусством и богом Перуном. Вероятно, в качестве оберега славянские воины могли использовать руны и рунескрипты, а также гальдраставы, которые на сегодняшний день принято считать прерогативой викингов. Однако в любом случае все это – лишь предположения, до нас попросту не дошли никакие сведения относительно воинских оберегов славян. Есть лишь несколько археологических находок эпохи Раннего Средневековья (в частности – топор с Громовиком).

Еще один интересный момент, касающийся воинской культуры древних славян, это вопрос о татуировках славянских воинов. На самом деле, в этом смысле все достаточно просто: у нас нет ни одного археологического или документального подтверждения, нет никаких изобразительных источников, на основе которых можно было бы однозначно утверждать, что в принципе существовало такое понятие как славянские воинские тату. Есть лишь дневники Ибн Фадлана, который в 922 году был послом в Волжскую Булгарию. На самом деле, неясно, кого именно видел там Фадлан – русов или скандинавов. Это принципиальный момент, так как к X веку эти две культуры уже существенно разнились. Тем не менее, в своих описаниях арабский посол указывает, что тела встреченных им людей (в общепринятом переводе указывается слово «русия») покрыты «узорами», изображающими «деревья, картинки и тому подобное». Вероятно, это действительно может быть указание на наличие татуировок у славянских воинов, однако нет уверенности в том, что это именно воинские или конкретно обережные тату.

Таким образом, в действительности о культуре славянских воинов мы знаем очень немного. Нам известно, к примеру, что Святослав был обоеруким бойцом (то есть мог держать клинок или иное оружие в любой руке, не теряя боевой эффективности). Нам известно, что Александру было 22 года, когда он разбил Шведов на Неве. Нам известно, что славянских воинов нанимали императоры Константинополя (вспомним о легендарном Еруслане) и даже китайские военачальники. Все это позволяет утверждать, что славянская воинская культура действительно позволяла воспитывать сильных, умелых бойцов, чьи умения существенно превосходили возможности воинов любого другого народа. С этим можно спорить, но этого нельзя отрицать, ведь история – на нашей стороне.

Купить обереги можно тут:

Цена:1700 руб.

Метал: серебро

Вес: до 6 гр.

Цена:2100 руб.

Метал: серебро

Вес: до 7-9 гр.

Цена:3000 руб.

Метал: серебро

Размер: 30 мм.

Цена:27700 руб.

Метал: золото

Вес: до 12 гр.


Смотрите так же:

© 2013 «Радогост»