Славянское женское платье: крой, вышивка, ткань- "Радогост"


Славянское женское платье

Сегодня свадебное платье в славянском стиле считается чем-то оригинальным, эффектным и даже экзотическим. Но ведь каких-то сто – сто пятьдесят лет назад именно так одевались девушки по всей России. С другой стороны понятие традиционного славянского платья и, в частности, славянского свадебного платья неконкретно. В том смысле, что мода менялась всегда и порой – достаточно быстро. Средневековье не было в этом плане исключением, так что тот же славянский сарафан на самом деле может выглядеть по-разному.

Но вернемся к платьям (о сарафанах поговорим позже). Нужно понимать, что далеко не каждое женское славянское платье, купить которое сегодня не составляет большого труда благодаря многочисленным околославянским интернет-магазинам, является аутентичным. Во-первых, в Древней Руси для одежды использовали в основном лен. Также применялось сукно (например, для зимней одежды). Разумеется, более зажиточные девушки могли позволить себе шелковые платья. С производством шелка в средневековой Руси было, скажем так, туговато, поэтому в действительности шелк встречался очень редко.

Так что наиболее распространенный вариант – платье женское славянское изо льна. Купить готовое изделие нетрудно, но стоит ли переплачивать за чужую работу? Ведь на самом деле сшить такое платье очень просто, более того, на Руси девушка, которая не могла сама себе сшить элементарную одежду, не имела даже малейшего шанса выйти замуж. А это уже – позор роду.

Льняное славянское женское платье (фото смотрите ниже) всегда имело вышивку. И чем обширнее и богаче была вышивка – тем лучшей мастерицей и рукодельницей была девушка, которая носила это платье, ведь вплоть до XIV века одежду чаще не покупали, а шили сами. Вышивка включала в себя древесные орнаменты, стилизованные изображения животных и птиц, и, конечно, солнечную, то есть свастичную символику. Четкие четырехлучевые свастики не всегда прослеживались в узорах, но почти везде орнамент включал в себя трех- и двухлучевые символы солярного плана.

Для вышивки могли использоваться нити разных цветов и материалов, здесь уже, как говорится, кто на что горазд. Но не нужно заблуждаться, археологические находки, фрески и прочие исторические свидетельства говорят о том, что в подавляющем большинстве случаев вышивка на славянских женских платьях присутствовала лишь по подолу, рукавам и вдоль ворота. То есть ничего лишнего на груди, спине, локтях или ниже пояса.

Выкройка славянского женского платья предполагает одну особенность. Зачастую славянские женщины носили два платья – нижнее (исподнее) и верхнее. Нижнее было чаще всего белым либо серым (естественный цвет льна), оно не расшивалось (лишь окантовка нитью по рукавам, подолу и вороту). Нижнее платье не видел никто, кроме домашних девушки, на улицу она всегда выходила в двух платьях, нижнем и верхнем. Естественно, крой отличался, потому что нижнему платью предстояло постоянно находиться под верхним, оно лучше облегало, было значительно уже, но не стесняло движений. Разумеется, в отдельные периоды и в отдельных регионах могли быть и были свои нюансы, так что не стоит воспринимать эти указания за эталонные и единственно верные.

Немного о сарафане

Что же касается славянских сарафанов, купить которые сегодня также нетрудно, то нужно учитывать, что на протяжении веков их внешний вид также менялся. Главное отличие от обычного повседневного платья – внешняя эффектность сарафана, неповторимый стиль, ориентированный на привлечение внимания. Славянский сарафан (фото представлено выше) как раз мог выступать в роли вышеупомянутого верхнего платья.

Каким же мог быть славянский сарафан? Выкройка может предполагать сильно или слабо раскошенный фасон, откидные рукава, пуговицы спереди, лямки, шнуровку или конструкцию типа «юбка с лифом». На Руси сарафаны появились в XIV веке (первое упоминание – 1376 год, Никольская летопись). С тех пор славянский сарафан многократно претерпевал конструктивные изменения в соответствии с актуальными модными тенденциями.

К примеру, при Петре I славянский сарафан был признан одеждой простолюдинов, но моду на него вернула Екатерина II. Так что в действительности современные сарафаны в славянском стиле могут выглядеть весьма разнообразно. Они могут иметь вышивку абсолютно любого вида и типа, но нужно понимать, что все это будет стилизацией, а не реконструкцией. Чтобы можно было говорить о точной реплике изделия, необходимо собрать четкий археологический и исследовательский материал, на основе которого можно будет воссоздать конкретное платье.

Иными словами, если вам нужны славянские платья и сарафаны, точь-в-точь, как ходили наши предки, то придется почитать с пяток научных исследований на эту тему, благо – недостатка в материале нет. Если же вы хотите сшить сарафан славянский достаточно абстрактного типа, то есть, чтобы, с одной стороны, нравился самому, а с другой – был вроде как «в тему», тогда не стоит «заморачиватсья». Открываете любой поисковик, ищите выкройки и творите!

Купить обереги можно тут:

Цена:16900 руб.

Метал: золото

Вес: до 6,5 гр.

Цена:1800 руб.

Метал: серебро

Вес: до 6 гр.

Цена:6500 руб.

Метал: серебро с золотом

Вес: до 10 гр.

Цена:3000 руб.

Метал: серебро

Размер: 30 мм.


Смотрите так же:

© 2013 «Радогост»