Славянские забавы – что мы знаем об играх Древней Руси?

О славянских играх, бытовавших в эпоху Раннего и Позднего Средневековья, известно очень мало. Большинство развлечений, которые сегодня на аутентичных праздниках устраивают всевозможные общины «неоязыческого» толка, не являются даже реконструкциями. Тем не менее, многие конструктивно простые игры, очевидно имеющие народные корни ввиду сюжетной неприхотливости (а порой – как раз наоборот) и отсутствия специального инвентаря, действительно вполне могут носить статус «славянских народных игр».

Это, в первую очередь, всевозможные вариации игры «в салочки». Вряд ли исконно это игра славянских народов, но очевидно, что дети на всех континентах во все времена играл в аналогичные игры. К данной категории можно отнести и знаменитую игру «Зарница», в ходе которой две команды строят «укрепления» (летом – из бревен, досок, веток, зимой – из снега), а внутри этих укреплений размещают условные «знамена». Задача каждой из команд – захватить «знамя» своих оппонентов и защитить свое. Эта игра также универсальна и в разных вариациях известна у многих народов.

Если же к поиску ответа на вопрос о славянских играх и забавах «подключить» археологию, то, к примеру, шашки известны на Руси, как минимум, с X века, а шахматы – с XIII. Также, согласно археологическим находкам, приблизительно с X века на Руси достаточно массово играли в «мельницу» (эта настольная игра существует до сих пор, хотя не известно, каковы были ее изначальные правила).

При этом наличие шашек обычно связывают с влиянием скандинавских народов, которые, кроме прочего, вполне вероятно принесли славянам хнефатафл. Сегодня хнефатафл часто называют «скандинавскими шахматами», но это достаточно условная аналогия. Хотя хнефатафл, безусловно, стратегическая игра, требующая концентрации и глубокого просчета ситуации в буквальном смысле – на несколько ходов вперед. Вполне возможно, что в Раннем Средневековье все эти игры у славян носили статус если не народных, то, как минимум, массовых.

Также среди традиционных игр славянских народов справедливо назвать всевозможные хороводные забавы, так как хоровод исконно являлся отличительной особенностью славянской культуры. К примеру, сохранились сведения о славянской игре «ящер». Суть игры проста: юноши и девушки становятся в круг и начинают водить хоровод. Внутри круга находится игрок (обязательно юноша) с завязанными глазами, это и есть «ящер». Играющие произносят несколько ритуальных стихотворных фраз, обращаясь к «ящеру», после чего «ящер» заявляет: «Жениться хочу!» После очередной ритуальной фразы «ящер» (все еще с завязанными глазами) бросается на участников хоровода и старается поймать кого-нибудь из них. Если он ловит юношу, то тот занимает его место в центре круга, а если девушку – то уносит ее прочь (по одному из сюжетов – к реке, чтобы «утопить»). Девушке надлежит откупиться, например – поцелуем. В некоторых регионах главным «злодеем» в игре был не «ящер», а «полоз», однако оба варианта имеют очевидную мифологическую подоплеку.

Нет никаких сомнений в том, что игры у славян зачастую носили именно ритуальное, символическое значение (тот же «ящер» и его локальные вариации). С другой стороны, очевидно, что многие забавы (вроде «зарницы») были сугубо развлекательными, нацеленными на большую аудиторию в контексте массового (народного) праздника. Были и интеллектуальные славянские игры (те же шашки и мельница), вероятно – частично заимствованные, но на этот счет можно выдвигать массу предположений, так как у нас нет четкой фактологической базы.

P.S. Обратите внимание, что иногда к народным славянским играм относят городки. Это достаточно условный и спорный вопрос, так как исторически в городки (или рюхи) у нас стали играть, вероятно, в конце XVIII века и массовое распространение игра получал лишь к началу-середине XIX столетья. В ряде европейских стран аналогичные игры известны со Средневековья, поэтому высока вероятность того, что городки – заимствованная игра.

Кострома и Купала – аллегория двойственной сущности мироздания, сакральная эмблема единства энергий, которые никогда не смогут соединиться, хотя имеют один корень. Огонь, вода и любовь – таковы ключевые понятия тандемного образа древнерусских Ромео и Джульетты. И хотя в этой легенде никто не стремится помешать браку влюбленных, их союз изначально порочен и обречен. Тем не менее, они все равно соединяют свои тела, чтобы потом, через необозримую пропасть времен, спустя тысячи лет страданий, соединить свои души. Уже навсегда.

Купить обереги можно тут:

Цена:16900 руб.

Метал: золото

Вес: до 6,5 гр.

Цена:1800 руб.

Метал: серебро

Вес: до 6 гр.

Цена:6500 руб.

Метал: серебро с золотом

Вес: до 10 гр.

Цена:2100 руб.

Метал: серебро

Вес: 7-9 гр.


Смотрите так же:

© 2013 «Радогост»
�������@Mail.ru